?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Отпуск 15-16. Киевский титул
modgahead_tour
<<<<Отпуск 15-16. Крещатик
===
Киевляне, любящие путешествовать окрестностями Киева, наверное, обратили внимание на массивные железобетонные сооружения загадочного происхождения, которые встречаются поблизости Днепра на обоих его берегах. Одно из них напоминает гигантскую подводную лодку с рубкой, возвышающуюся над песками Оболони в нескольких десятках метров от берега реки. Еще два объекта – наземный туннель и цилиндрический ствол глубокой шахты – скрываются между дачными участками на Нижних садах. Но наибольшее впечатление производит внушительных размеров туннель на Жуковом острове, постепенно уходящий под русло Днепра

Внутри тоннеля (титул №6) на Жуковом острове

2.В связи с угрозой военного нападения на СССР со второй половины 20-х годов XX столетия началась подготовка к войне. Для обеспечения обороноспособности были построены многочисленные системы фортификационных сооружений – так называемые укреплённые районы в приграничных округах. К таким относился и Киевский Особый военный округ. К 1938 году Киевский укрепрайон был построен и подготовлен к ведению боевых действий. Важнейшая проблема заключалась в обеспечении надежного, безопасного и скрытого транспортного сообщения между правым и левым берегами Днепра. Имеющиеся железнодорожные мосты были легко уязвимы авиацией

Иллюстрация ДОТа КиУР с drive2.ru

3. По инициативе И. В. Сталина СНК СССР в марте 1938 года принял решение о необходимости строительства Северного и Южного туннельных переходов под Днепром для дублирования железнодорожных мостов через Днепр в районе Киева. Строительство туннельных переходов объединили под названием Строительство №1

Иллюстрация. 1937 год. Петровский мост во время разлива Днепра. Фото из коллекции Михаила Лифшица.

4. Строительство № 1 было крупнейшим оборонным строительством 3-й пятилетки. С начала строительства общее число рабочих, ИТР и служащих составляло 5 тыс. человек, к концу 1939 года должно было быть доведено до 10 тыс., а в 1940 году — до 20 тыс. Работы велись в условиях большой территориальной разбросанности строительных объектов радиусом 25 км. На каждом из основных строительных объектов работало от 600 до 900 человек с месячными программами до 2 млн. рублей


5. Принимаемые на работу специалисты проходили тщательную проверку, как на профессиональную пригодность, так и на моральную устойчивость и надёжность. Все без исключения подписывали обязательство о неразглашении государственной тайны. Как правило, на работу принимались люди, прошедшие службу в армии. С технической документацией работали инженеры, дополнительно прошедшие особую проверку и получившие соответствующий допуск.
Вопросы подбора кадров на строительство рассматривались на уровне Политбюро ЦК КП(б)У. В его постановлении от 30 июля 1939 года давалась характеристика инженерно-технических работников (ИТР), подлежащих отбору по каждой специальности в отдельности

Пропуск инженера Строительства №1 Н. К. Величко

6. Все строительство обоих туннелей было разделено на отдельные самостоятельные производственные объекты, так называемые «титулы»: с № 1 по № 14. Форсирование строительно-монтажных работ началось с большого объема общеподготовительных мероприятий по Южному туннелю, таких как: намыв островков и берегоукрепление, устройство центральных складов и других временных зданий и сооружений, обеспечение электроэнергией, водоснабжением и связью, строительство автомобильных и железнодорожных подъездных путей, жилья и многое другое

Схема строительства

6.1 Благодаря открытым архивным данным, удалось реконструировать схему подрусловой железной дороги — Строительства № 1. На рисунке показана схема строительства Южного перехода. Цифрами обозначены номера титулов. Условные обозначения означают существующие фрагменты строительства. Титулы № № 2, 3 расположены около села Осокорки, титул № 4 — на острове Водников, титулы № № 5, 6, 7 — на Жуковом острове. Титул № 7 — пять железнодорожных насыпей для энергопоездов, около них два бетонных резервуара для топлива и остатки цементного завода. Титул № 8 — ТЭЦ на улице Жилянской и другие объекты энергообеспечения строительства. Титул № 9 расположен поблизости села Бортничи. Титул № 12 — туннельная секция на кессоне на Оболони у берега Днепра. Места расположения и назначение титулов № № 10, 11, 13 и 14 не установлены



7. В зависимости от уровня грунтовых вод прокладка туннелей предусматривалась как с поверхности земли открытым способом, так и с помощью метода щитовой проходки в толще грунта под сжатым воздухом. Первый метод предполагал забивку по периметру металлического шпунтового ограждения с откачкой грунтовых вод и понижением их уровня, а второй, по мере продвижения щита, — обустройство туннеля чугунными элементами крепи, так называемыми «тюбингами»
Строительство туннеля щитовой проходкой закрытым способом начиналось с монтажа на поверхности земли туннельной секции на кессоне (туннельно-кессонная секция). Схема иллюстрирует спуск этой секции и горизонтальную проходку туннеля



8. Объекты "Строительства №1" на Жуковом острове



Из воспоминаний М. М. Черныша, жителя села Осокорки
(запись сделана 23 декабря 2003 года): „В 17 лет я пошёл работать подсобным рабочим на Cтроительство № 1 на титул № 3. Это на левом берегу Днепра напротив о. Водников. Был 1938 год. Со временем перешел в буровую партию, которая обследовала грунты в районе строительства до глубины 20 – 30 м. Платили очень хорошо. На титуле работало около 5000 человек. Была своя охрана и милиция. К титулу № 3 проложили две колеи. Одна от титула № 9 (с. Бортничи), через титул № 2 (наземный туннель в с. Осокорки). Вторая проходила вдоль Днепра к ст. Дарница. По ней курсировал грузовой состав с материалами и оборудованием. Мои друзья - односельчане работали в шахте на проходке туннеля в сторону титула № 2. Через определенное время они проходили реабилитацию в душкомбинате — лежали две недели, как говорили, “в заломе”. После работы под землей при давлении в три атмосферы ребят долго трусило.

Душкомбинат на Жуковом острове, 2007 год.

9. Проходка Южного туннеля осуществлялась в следующих направлениях.
На титуле № 3 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 2 с выходом на поверхность и оборудована камера для приёма щита из титула № 4. В туннельной секции на титуле № 4 были смонтированы два щита для проходки в стороны титулов № 3 и № 5. В туннельной секции титула № 5 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 6 и оборудована приёмная камера для приёма щита № 4-бис. Наземные туннели титулов № 2 и № 6 строились открытым способом с понижением в сторону Днепра.

Туннель вблизи села Осокорки (титул № 2), 2005 год

10. В феврале 1941 года на щите, который двигался в сторону левого берега, случилась большая авария. При выходе щита за границу островной толщи грунта под руслом Днепра в зону плывунов воздух с туннеля под давлением 2,8 атм неожиданно вырвался на поверхность воды, создав на склонах подводной части острова большую воронку. Туннель мгновенно заполнился водой, а люди едва успели спастись. Щит, по выражению проходчиков, «клюнул», то есть наклонился передней частью вниз на размытый грунт. Противоположный конец врезался в тюбинги туннеля, срезав гужоны — болты, которые держали лист щита 40-мм толщины, и они разошлись по швам.
Начальника титула уволили, а в марте назначили нового: способного руководителя и инженера И. Ю. Баренбойма, который хорошо себя зарекомендовал на должности начальника титула № 5. Вместе с ним начальником арматурного цеха на титуле № 5 работала его жена Александра Григорьевна. Жили они рядом со строительством в отдельном доме. Исаак Юлисович подобрал новую команду на титул. Начальником аварийного щита стал выпускник КИСИ С. А. Ямпольский. Ещё в 1939 году, будучи студентом, он работал на сооружении кессона и туннельной секции титула № 3. Щит был отремонтирован в начале июля 1941 года, когда немцы уже рвались к городу

Иллюстрация тоннеля.

К началу войны нас строительстве №1 положение было следующим
- титул №1 (начальник титула — М. С. Коваленко) на левом берегу Днепра на юго-западе от села Бортничи. Образован для строительства туннеля открытым способом. Выполнены подготовительные работы

- титул №2 (начальник титула — С. П. Шарков, инженер — Е. Н. Радзевич). Открытым способом выполнена укладка туннеля длиной 90 метров.

- титул № 3 (начальник титула — Н. Д. Сильвестров, инженер — М. М. Синичкин). Смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция, начата проходка в сторону титула № 2

Титул № 3, 2015 год. Фото http://wikimapia.org/

- титул №4 (до аварии начальник титула — А. П. Бурмистров). К началу 1941 года смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция, начата подземная проходка в сторону титула №3. После аварии в феврале 1941 года с противоположного щита титула все проходчики также переведены на аварийные работы. Титанический труд коллектива позволил к началу июля 1941 года полностью ликвидировать аварию. Но уже началась Великая Отечественная война

Шахта титула № 4, 2008 год.

- титул № 5 (начальник титула — И. Ю. Баренбойм, инженер — Э. Е. Майрановский): смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция и пройден до февраля 1941 года в сторону титула № 6 туннель длиной около 240 м

- титул № 6 (начальник титула — И. Л. Москалев): туннель, построенный открытым способом, достиг длины 700 м

Аэрофотосъемка времен ВОВ. Отчетливо виден 700м тоннель на поверхности.

В конце июля 1941 года из 12-тысячного коллектива Строительства № 1 были сформированы 3 воинские подразделения — мостовосстановительные отряды № 1, № 2 и № 3. Нас мобилизовали на военную службу и откомандировали в распоряжение начальника железнодорожных войск Юго-Западного фронта генерала Павла Алексеевича Кабанова
6 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГОКО) СССР принял постановление № 6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под р. Днепр у г. Киева (строительство № 1 НКПС)». Документ имел гриф «совершенно секретно» (сс). В настоящее время документ рассекречен и находится на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.
Но власть научилась считать деньги, особенно после войны и в начале 1950 года строительство полностью остановили как нерентабельное. Остатки этого грандиозного сооружения до сих пор можно увидеть на Оболони, Жуковом острове и Осокорках

Шахта титула № 5, 2008 год.


Из шахты, начиная с 1957 года, поднимали на поверхность затопленные чугунные тюбинги для строительства туннелей Киевского метрополитена.

11. Самым легкодоступным титулом является кессон в урочище Наталка на Оболони. Его-то я и посетил) Солнце быстро шло к закату и для нормальных фотографий надо было успеть до заката
SAM_8001_SAM_8002_100%

11.1
SAM_8004_full(cut)_p1

12. Выходим на набережную и сквозь деревья просматривается бетонный гигант
SAM_8006_full(cut)_p1

13. Сооружение похоже на огромный бетонный паровоз или подводную лодку на берегу.
SAM_8007_full(cut)_p1

14.
SAM_8010_full(cut)_p1

15. Вот человек стоит посередине, чтобы представить размеры бетонной махины.
SAM_8013_full(cut)_p1

16. Разломанная кирпичная стена, служившая когда-то стенкой внутренней камеры кессона.
SAM_8015_full(cut)_p1

17. "Объемное фото" благодаря объективу fisheye
SAM_8017_full(cut)_p1

18. Трудно себе представить, что эта бетонная махина должна была погрузится под землю на глубину до 30 метров лишь благодаря собственному весу. В кессон под давлением 4-6 атм закачивалась вода. Мощная струя воды вымывала грунт под кессоном, а землесос выкачивал смесь воды с грунтом (пульпу) наверх. Туннельно-кессонная секция медленно погружалась в грунт. По мере погружения секции шахтный ствол наращивался
SAM_8018_full(cut)_p1

19. Для удобства залаза внутрь, лучше обойти секцию с другой стороны (за спиной Днепр)
SAM_8019_full(cut)_p1

20. Туннельная секция делилась кирпичными перегородками на три отделения: центральное и два боковых. В одном из боковых отделений монтировался проходческий щит, другое отделение служило для приёма щита со встречного туннеля. В центральном отделении собиралась металлическая шахта со шлюзовыми камерами для людей и материалов. Через неё рабочие спускались к кессону. Давление в шахте достигало трёх атмосфер
SAM_8020_full(cut)_p1

20.1. Кирпичная кладка с вмурованными в нее технологическими трубами
SAM_8021_full(cut)_p1

21. Дом на Оболони сквозь разломанную кирпичную стену кессона
SAM_8024_full(cut)_p1

22. Перед спуском в центр сооружения
SAM_8027_full(cut)_p1

23. На "дне" кессона технологические отверстия для откачки пульпы; хотя внизу нет ничего интересного многие всё же спускаются посмотреть
SAM_8029_full(cut)_p1

24. Человек для сравнения
SAM_8032_full(cut)_p1

25. Взгляд вверх в несостоявшуюся шахту.
SAM_8033_full(cut)_p1

26. Все сюда любят залазить, чтобы не увидеть ничего)
SAM_8036_full(cut)_p1

27.
SAM_8037_full(cut)_p1

28. Неизвестного мне назначения шлюз в кирпичной кладке
SAM_8040_full(cut)_p1

29.
SAM_8042_full(cut)_p1

30.
SAM_8043_full(cut)_p1

31. Но вот что здесь не меняется годами, так это старый светильник, висящий под сводами кессона.
image-281165935c2ecc1edcb69c4cec223295a919860f1848fea7221d33aee908cff1-Vimage-683bb940ca2a13bb4529da87d5244b875f38a14439f9d34003b5a66776288dd8-V

32. Туннельно-кессоная секция стоит как напоминание о несовершенных гигантских планов по созданию подземной кольцевой железной дороги. Стоит в окружении современных домов. И будет стоять еще сотни лет, как назидание потомкам
SAM_8054_

33.
SAM_8052_

34.
SAM_8050_

35. Полузаброшенная парковая зона в урочище "Наталка"
SAM_8049_

36. Набережная, на которую молчаливо смотрит бетонный гигант - символ грандиозных довоенных планов
SAM_8048_

Ну и для полноты ощущений, совершите погружение в историю вместе журналистами Первого национального канала Украины


Материал подготовлен при помощи ресурсов
http://zametkin.kiev.ua/
https://www.interesniy.kiev.ua
http://razvedka-vmf.kiev.ua/
http://wikimapia.org/
https://www.youtube.com

Фото, начиная с №11 - автора.
С уважением, modgahead_tour

Продолжение >>>> Отпуск 15-16. Киевский зоомузей

  • 1
Крутяк история!

Спасибо, делитесь с друзьями.

26 - Если это труба в низ, то лет 30 назад мы спускались по ней в самый низ. Там было всё замыто песком, для прохода оставалось не более 1,5 метра. Народ любил там ночевать.

Ничего себе, какие старые записи находят новых читателей)

  • 1